Введение .
Авиалями называют – алюминиевые
деформируемые сплавы тройной системы Al-Mg-Si. Которые могут содержать так же другие легирующие
элементы. Разработка сплавов этой системы стала возможной после исследований Д.
Хансоном и М. Гейлером
диаграммы Al-Mg-Si, старения сплавов этой системы и открытие эффекта
термического упрочнения этих сплавов за счёт выделения Mg2Si.
Из таблицы 1 можно узнать о
составе сплавов относящихся к системе Al-Mg-Si.
Таблица I
Химический состав промышленных сплавов системы алюминий — магний—кремний (ГОСТ 4784—74, ОСТ 1.90048—72)
Марка сплава |
Содержание в %
основных элементов
| ||||
Mg |
Si |
Cu |
Mn |
Cr | |
АВ |
0,45—0,90 |
0,5—1,2 |
0,10-0,5 |
0.15-0.35** |
_ |
АД31 |
0,40—0,90 |
0.3—0,7 |
— |
— |
— |
АДЗЗ
|
0,80—l,20
|
0,4—0,8
|
0,15— 0,40 |
—
|
0,15- 0,35 |
АД35 |
0,80—1,40 |
0,8—1,2 |
— |
0,50—0,90 |
— |
САВ-1* |
045—0,90 |
0,7—1,2 |
— |
— |
— |
Продолжение табл. 1
Марка сплава |
Содержание, % примесей (не более) | ||||||
|
Fe |
Cu
|
Mn |
Zn |
Ti |
Ni |
прочие |
АВ АД31 АДЗЗ АД35 САВ-1* |
0,5 0,5 0,7 0,5 0,2 |
0.10 —
0.10
0.12
|
----- 0.10 0.15
--- 0.012 |
0,20 0,20 0,25 0,20 0,03 |
0,150 0,150 0,150 0,150 0,012 |
0,03 |
0,10 0,10 0,15 0,10 |
* Согласно изменениям к ОСТ
1.90048—72 для сплава САВ-1
установлено допустимое содержание Cd (≤ 0,0001%) и
В(≤0,00012%); сплав без ограничений по содержанию примесей Cd и В получил обозначение САВ-2.
** Или хром.
Как видно из таблицы 1 в сплавы авиали кроме основных компонентов
включаются так же марганец, медь и хром. Это делается для исключения потери на
прочность в результате вылёживания. Наличие этих
элементов в авиалях приводит также к дополнительному упрочнению сплавов
после естественного и искусственного старения. Благотворное влияние марганца и
хрома на авиали заключается также в повышении коррозионной стойкости
сплавов. Марганец и хром препятствуют, кроме того, образованию выделений из
твердого раствора по границам зёрен. В отличие от
указанных элементов медь вызывает снижение коррозионной стойкости
(увеличение склонности к межкристаллитной коррозии в искусственно состаренном
состоянии).
На свойства
авиалей оказывают влияние и другие металлические элементы, обычно присутствующие
в сплавах в качестве примесей. При содержании железа в сплаве до 0,3%
практически не изменяются механические свойства авиалей, большие же
количества железа (0,5—0,7%) вызывают снижение прочности и пластичности
из-за образования нерастворимых интерметаллических фаз Al—Si—Fe, Al—Fe—Mn—Si, Al—Cr—Fe—Si и Al—Mn—Fe. Вместе с тем при повышенном содержании
железа в сплавах измельчается структура полуфабрикатов и уменьшается их
склонность к горячим трещинам при литье. Наличие титана также способствует уменьшению склонности сплавов к горячим
трещинам и, кроме того, приводит к повышению прочности к пластичности слитков
из-за измельчения их зерна и выравниванию их свойств по сечению. Цинк в тех
количествах, в которых допускается его содержание в авиалях, не
оказывает влияния на их
механические, коррозионные и технологические свойства. Содержание меди в
авиалях, когда онa присутствует в качестве примеси,
ограничивается 0,1%, чтобы не допустить появления склонности к межкристаллитной
коррозии у сплавов. Чрезвычайно малое допустимое содержание примесей в
сплаве САВ-1, связано с необходимостью в максимально
возможной степени уменьшить его сечение захвата нейтронов, так как
этот сплав используется для
изготовления элементов атомных реакторов.
Фазовый состав
авиалей зависит прежде всего от соотношения
концентраций в них основных легирующих элементов — магния и кремния. Если исходить из их среднего содержания (табл. 1), то основными
фазами в сплавах АВ, АД31, АДЗЗ и САВ-1 должны быть α(Al)+Mg2Si+Si, а в сплаве АДЗ5 —фазы α(Al)+Mg2Si.. Кроме указанных основных фаз, в
авиалях могут присутствовать в зависимости от их химического состава различные
интерметаллические соединения, на пример W(AlxMg5Cu4Si4), AlSiFe, AI10Mn2Si, AlCrFeSi, AlSiMnFe и
др.
Общую
характеристику авиалей можно дать в следующем виде. Авиали — группа деформируемых алюминиевых сплавов повышенной
пластичности, низкой и средней прочности, с хорошими технологическими
свойствами, высокой коррозионной стойкостью, низким электросопротивлением,
способных подвергаться цветному анодированию и другим видам декоративной
поверхностной обработки. Высокая пластичность в горячем состоянии
позволяет изготавливать из них тонкостенные полые прессованные полуфабрикаты
сложной формы. Авиали можно подвергать также штамповке, вытяжке и другим видам
обработки давлением при комнатной температуре со значительными степенями
пластической деформации. Авиали обладают хорошей пластичностью в холодном и
горячем состоянии, удовлетворительно обрабатываются резанием после закалки и
старения.
Сварку этой
группы деформируемых алюминиевых сплавов осуществляют аргоно-дуговым, роликовым и точечным методами.
Технология
получение.
В природе аллюминий находится в виде алюминиевых руд: бокситов,
не-
фелинов,
алунитов и каолинов. Важнейшей рудой, на которой
базируется
большая часть мировой
алюминиевой промышленности, являются бокситы.
Получение алюминия из руд состоит из двух последовательно
проводи-
мых этапов:
сначала производят глинозем (Al2O3), а затем из него полу-
чают
алюминий.
Известные в настоящее время методы
получения глинозема можно раз-
бить на три группы: щелочные,
кислотные и электротермические. Наибо-
лее широкое применение получили
щелочные методы.
В одних разновидностях щелочных методов
боксит, обезвоженный при
1000 ºC, измельчают в шаровых
мельницах, смешивают в определенных пропорциях с мелом и содой и спекают для
получения растворимого в воде твердого алюмината натрия. Спекшуюся массу
измельчают и выщелачивают водой, алюминат
натрия при этом переходит в раствор.
В других разновидностях щелочного метода
глинозем, содержащийся в
боксите,
связывают в алюминат натрия путем непосредственной обработки руды щелочами. При
этом сразу получается раствор алюмината в воде.
В обоих случаях образование водного
раствора алюмината натрия приво-
дит к
отделению его от нерастворимых компонентов руды, представляющих собой в основном
окиси и гидроокиси кремния, железа и титана. Отделение раствора от
нерастворимого осадка, называемого красным шлаком, осуществляют в
отстойниках.
В полученный раствор при 125ºC и
давлении 5 атм. добавляют известь,
что приводит к обескремниванию, а именно CaSiO уходит в
осадок, образуя белыйшлак. Очищенный от кремния
раствор после отделения его от белого шлака обрабатывают углекислым газом при
60-80 ºC, в результате чего в осадок выпадает кристаллический гидрат окиси
алюминия. Его промывают, просушивают и прокаливают. Прокаливание приводит к
образованию глинозема.
Описанный способ
обеспечивает довольно полное извлечение глинозема из боксита - около
80%.
Получение металлического алюминия из
глинозема заключается в его
электролитическом разложении на составные части: на алюминий и
кислород.
Прочность алюминия
незначительна, поэтому для изготовления любых изделий, предназначенных к
восприятию внешних сил, применяют не чистый алюминий, а его сплавы, которых в
настоящее время разработано достаточно много марок. Введение различных
легирующих элементов в алюминий осуществляется путём добавления их в расплав,
некоторые примеси остаются в алюминии после его производства. Это существенно
изменяет его свойства, а иногда придает ему новые специфические
свойства.
Термическая
обработка авиалей.
Свойства авиалей
(в первую очередь механические) существенно зависят от их термической
обработки, которая применяется в основном для повышения их прочности.
Наиболее
распространенным в промышленности видом термической обработки авиалей
является закалка с последующим естественным или искусственным старением. Закалку
всех авиалей проводят обычно с температуры 520— 530°С. Естественное старение
сплавов протекает при комнатной температуре. В результате этого процесса
повышаются пределы прочности и текучести, увеличивается твердость. Обычно
считается, что для практического завершения процесса естественного старения
необходимо 5—7 суток. Эффект упрочнения сплавов после естественного
старения численно выражается в увеличении (по сравнению со свежезакаленным состоянием) предела прочности при
разрыве растяжением на 30—40% и предела текучести приблизительно на 50%.
Для получения
максимальных σв и σ 0,2 у авиалей, их подвергают закалке и
последующему искусственному старению, которые обычно проводят при температуре
160—170°С в течение 10—12 ч. Искусственное старение
позволяет повысить прочность авиалей (по сравнению с ее значением после
естественного старения) дополнительно на 30—50%. В тех случаях, когда от сплавов
не требуется максимальная прочность, а важнее для повышения
работоспособности изделий наличие у них больших
пластичности и разницы между σв и σ0,2
применяют искусственное старение при меньшей, чем указано,
температуре. Соответственно может быть изменена также и продолжительность
выдержки при старении. Например, для обработки деталей из авиаля марки АВ
рекомендуется применять искусственное старение при температуре 150—165°С в течение 8—15 ч. Из таблицы 2 можно увидеть изменение
механических свойств в зависимости от режима
термообработки.
Влияние естественного и искусственного старения, а также
отжига на различные механические свойства авиаля марки АВ.
Табл.2
Вид термической σВ σ 0,2 δ HB
обработки кгс/мм^2 кгс/мм^2 % кгс/мм^2
Закалка и
искусственное
33 28
16
95
старение
Закалка и
естественное
22
12
22
65
старение
Отжиг
12
-
30
30
Термическая обработка авиалей основана на
эффекте увеличения растворимости соединения Mg2Si в алюминии при повышении температуры.
Силицид магния является ионным соединением с кубической гранецентрированной
решеткой, он состоит из 63,41% Mg и 36,59% Si, его плотность составляет 1,94
г/см^3 (по данным рентгено-
структурного
анализа), микротвердость при комнатной
температуре 450 кгс/мм2, температура
плавления 1070°С.
Сплавы,
содержащие до 1,85% Mg2Si, могут быть переведены в однофазное состояние
путем повышения их температуры. Это однофазное состояние может быть
зафиксировано при комнатной температуре закалкой с высокой
скоростью.
Примечание.
Силицид магния
является устойчивым соединением в тройной системе
Al-Mg-Si, поэтому диаграмма состояний этой системы
может
рассматриваться
как квазибинарная для Al-Mg2Si.
Структурные превращения при
старении.
Старение алюминиевых сплавов включает в
себя сложные процессы перегруппировки атомов в твердом растворе,
образование метастабильных и затем стабильных фазовых выделений, рост
(коагуляцию) выделившихся фаз.
Первым этапом старения является
перегруппировка атомов внутри пересыщенного твердого раствора, которая приводит
к образованию субмикроскопических областей с повышенной концентрацией
Mg и Si. Эти области называют зонами Гинье —
Престона, или кластерами. В сплавах Al—Mg—Si они представляют собой иглы длиной ~100 А и диам. 10—20 А; плотность их
расположения в матрице (2—5)∙1015 см -3. Зоны Гинье —
Престона — это еще не фазовые выделения. Они имеют кристаллическую решетку
матрицы, слегка искаженную за счет увеличения концентрации атомов с иным,
чем у алюминия, радиусом. Между решетками зон и матрицы сохраняется когерентная
связь.
Из-за диффузии легирующих элементов в
зоны Гинье — Престона прилегающие к ним участки раствора обеднены кремнием
и магнием. Во время естественного и искусственного старения при не очень высокой
температуре происходит постепенное упорядочение структуры игольчатых зон
Гинье — Престона.
Старение при
более высокой температуре (выше 200ºС) приводит к образованию
метастабильных β'-фаз. Их образование происходит только
при искусственном старении сплавов. На этой стадии распада выделившаяся
фаза сохраняет когерентную связь с решеткой матрицы. Количество же
выделений уменьшается примерно на два порядка. Механизм образования β '-фаз пока неясен. Вероятно, часть зон перестраивается в
метастабильные фазы.
Так как зоны
Гинье — Престона и β '-фазы сохраняют когерентную
связь с решеткой матрицы, степень их устойчивости зависит от степени
соответствия их кристаллических решеток. Чем это соответствие больше, тем более
устойчивыми в данных условиях являются зоны Гинье — Престона и β '-фазы. Влияние легирующих элементов на старение сплава
определяется этим же фактором: если легирование способствует уменьшению
указанного несоответствия решеток, то устойчивость зон и фаз увеличивается, а
скорость старения уменьшается.
Заключительная
стадия распада твердого раствора — образование выделений стабильной фазы
Mg2Si, которая уже не имеет когерентной
связи с решеткой матрицы. Стабильная фаза вначале выделяется в виде
стерженьков; равновесной же её формой являются пластинки. При дальнейшем
повышении температуры или увеличении длительности выдержки наблюдается рост
(коагуляция) выделений. При этом сплав переходит практически в равновесное
состояние. Этот процесс носит название – перестарения
сплава.
Что касается
внешней формы продуктов распада твердого раствора, то первоначальные игольчатые
зоны сменяются стерженьками, а затем образуются равновесные выделения
Mg2Si в виде пластинок.
Обычная последовательность образования
выделений при старении может быть представлена следующим образом:
α à ЗГП
à β'(Mg2Si) à β (Mg2Si).
Изменения, происходящие в
структуре сплавов при старении, обусловливают изменение их механических и физико-химических свойств.
Наибольшее значение для практики имеет упрочнение
сплавов, ради которого и проводят
их
старение.
При естественном, или зонном старении
происходит с течением
времени непрерывное увеличение
σв и σ0,2 и некоторое понижение δ (см рис1). При увеличении времени старения происходит разупрочнение
сплава. С повышением температуры старения увеличивается диффузионная подвижность
атомов, быстрее происходят этапы распада пересыщенного твёрдого раствора.
Быстрее идёт упрочнение и раньше наступает перестарение.
Кинетика изменения прочности
и
Если температура
старения достаточно низкая,
пластичности сплава типа АД-33
то перестарение
может вообще не наблюдаться.
при естественном
старении Рис.1.
Рассмотрим
механизм упрочнения алюминиевых сплавов при старении. Как уже говорилось
ранее, старение проводят в основном для повышения прочности сплава. Упрочнение
возникает на стадии образования ЗГП и метастабильной β`-фазы. Их наличие, когерентность приводят к искажению
кристаллической решётки и упрочнению сплава. Однако деформационное упрочнение не
играет существенной роли в упрочнении авиалей. Основной вклад в упрочнение
искусственно состаренных сплавов вносит, вероятно, взаимодействие
дислокаций с атомами магния и кремния в β'-фазах.
Механические
свойства.
В соответствии с принятой классификацией
для алюминиевых сплавов авиали марок АД31, АДЗЗ и САВ-1 относят к группе
материалов с низкой прочностью (σв
≤ 30 кгс/мм2), а авиали
марок АДЗ5 и АВ — со средней
прочностью (30≤ σв ≤45 кгс/мм2). Их механические
свойства (как и всех термоупрочняемых сплавов) сильно
зависят от термической обработки. Типичные характеристики механических свойств
полуфабрикатов из авиалей при комнатной температуре после наиболее употребляемых
в промышленности видов термической обработки — закалки с естественным (в
числителе) и искусственным (в знаменателе) старением имеют следующие значения:
Марка
Вид
σ0,2
σв
δ
ψ
НВ
сплава
полуфабрикатов
кгс/мм^2 кгс/мм^2 %
%
кгс/мм^2
АД31
Прессованные профили 8/20
17/24
20/10
---
---/80
АДЗЗ То же 14/27 24/31 20/12 ---/25 65/95
АД35 То же 18/28 27/33 15/8 ---/35 60/95
АВ То же
---/29
---/35
---/12
---/20
---/95
САВ-1 То же 16/--- 23/--- 22/--- 40/--- 65/---
АВ
Штамповки ---/26 ---/31
---/10
---
---/85
(продольное направление)
Механические
свойства полуфабрикатов зависят от многих факторов, в частности от
технологии их производства. Влияние технологии производства на механические
свойства различных полуфабрикатов из сплава САВ-1 при комнатной температуре
(термическая обработка: закалка и естественное старение) иллюстрируют
следующие данные:
Вид полуфабрикатов
σв σ0,2
δ
кгс/мм^2
кгс/мм^2
%
Слитки, 400X4300X4800 мм 19,2
13,1
9,8
Кольцевые поковки . . . .
19,7
12,3
16,7
Штамповка, 15т
. . . .
20,3
12,0
15,5
Катаные плиты, 65X85 мм . 22,0
12,5
25,0
Горячепрессованпые трубы . 23,2
17,6
22,4
Холоднокатаные
трубы . .
24,4
15,8
23,6
Из приведенных
данных следует, что основным технологическим фактором, определяющим уровень
механических свойств полуфабрикатов из сплава САВ-1, является общая степень
их пластической деформации. В результате влияния этого фактора удлинение
полуфабрикатов в продольном направлении резко возрастает даже при
относительно небольших степенях деформаций, у сильно же
деформированных полуфабрикатов удлинение в 2—2,5 раза больше, чем у литого
металла. Предел прочности также увеличивается (на 3— 5 кгс/мм2) при росте пластической деформации
полуфабрикатов, но значительно меньше, чем относительное удлинение. Повышение же
предела текучести происходит практически лишь в том случае, если применяется
правка полуфабрикатов растяжением.
Полуфабрикаты из
авиалей обнаруживают и некоторую анизотропию свойств. Так
механические свойства штанг из сплава АД35 в продольном и поперечном (в скобках)
направлениях изменяются следующим образом (в числителе—закалка и искусственное
старение, в знаменателе — закалка и естественное
старение):
Диаметр штанг, σв σ0,2 δ
мм:
кгс/мм^2
кгс/мм^2
%
100…………
36,0(32,0)
/30.5(28,0) 33,0(29,0)/20,5(18,5)
12,0(10,0)/13,0(13,0)
150…………
35,0(30,0)/29,0(27,0)
30,0(26,0)/20,0/(17,5)
12,0(9,0)/13,0(14,0)
Анизотропия
свойств полуфабрикатов из авиаля проявляется в большей мере при испытании на
ударную вязкость. Так, ударная вязкость поковок массой 1500—2500 кг из
сплава САВ-1 с различной величиной зерна для продольных и поперечных (в скобках)
образцов при закалке и естественном старении (в числителе) и при закалке и
искусственном старении (в знаменателе) имела следующие
значения:
Размер зерна, мм^2 100— 300 1,0—2,5
ан, кгс
∙м/см^2
6,8(3,4)/2,3(2,4)
5,5(2,5)/1,2(1,5)
Таким образом, у
поковок из сплава САВ-1 массой 1500— 2500 кг ударная вязкость, определяемая на
поперечных образцах (направление удара вдоль волокна), в два рала ниже ударной
вязкости продольных образцов (направление удара поперек волокна). Интересно, что
это различие обнаруживается только после естественного старения материала и
практически отсутствует после искусственного старения. Приведенные данные
свидетельствуют также о меньшей величине ударной вязкости материала
поковок с мелким зерном, чем у материала со значительно более крупным
зерном. Это различие проявляется после естественного и в еще большей мере после
искусственного старения.
Испытание образцов из
поковок с разной величиной зерна на разрыв растяжением показало, что пределы прочности и
текучести материала с мелким зерном выше на 3—5 кгс/мм2, чем материала с крупным зерном. Это
соотношение проявилось у материала поковок в состояниях естественного и
искусственного старения. Относительные удлинения у материала с разной
величиной зерна близки, но у образцов с крупным зерном наблюдается значительно
больший разброс значений этой характеристики. Относительное сужение
материала с крупным зерном меньше в состоянии естественного старения и
больше в состоянии искусственного старения.
Механические свойства изделий из авиаля
зависят от температуры прессования и степени деформации при правке.
Соответствующее исследование проведено на материале слитка из сплава АД31.
При этом температуру прессования профилей изменяли от 300 до 520°С, а деформацию (растяжку профилей) до 6%. Установлено, что
повышение температуры прессования приводит к увеличению пределов прочности и
текучести на 1—2 кгс/мм2 и снижению относительного удлинения на
2—4%. Влияние деформации при правке профилей — аналогичное.
На основании исследования
рекомендовано проводить прессование профилей из сплава АД31 при
температурах 480—500°С, а правку осуществлять на
растяжных машинах с деформацией до 4%.
Перерыв между
закалкой и искусственным старением приводит к снижению прочности всех авиалей.
Поэтому для каждого сплава допускается ограниченное время вылеживания. У сплава
АД35 даже в течение допустимого по инструкции перерыва (48 ч) между
закалкой и искусственным старением значительно снижаются пределы прочности и
текучести (на ~7 кгс/мм2) и немного
увеличивается относительное удлинение (на ~2%). Установлено, что
интенсивное изменение механических свойств
происходит в начале вылеживания, однако процесс протекает даже при
выдержке длительностью 30 сут.
Хотя все авиали (за исключением сплава
САВ-1) предназначены для работы при комнатной или близкой к ней
температуре, все же проводится оценка непродолжительных выдержек
полуфабрикатов из этих сплавов при повышенных температурах, так как
подобные нагревы возможны в производственных условиях в процессе
изготовления деталей, а иногда и при эксплуатации некоторых
деталей.
Механические свойства прутков из сплава АД35 в искусственно состаренном
состоянии после выдержки длительностью 25 ч имеют следующие значения при
температурах, °C:
150
160
170
180
190
200
σв, кгс/мм^2................................
33,2 32,1
31,5
29,1
27,0
24,3
σ0,2
, кгс/мм2 ...............................
31,6
30,2
29,5
26,4
23,7
20,1
δ, %.............................................
8,0
8,8
8,0
9,0
9,3
—
Таким образом,
повышение температуры выдержки приводит к значительному уменьшению прочности. В
связи с этим нагревать изделия выше 170°С при
технологических операциях не рекомендуется.
Влияние
температуры на механические свойства авиалей иногда трудно отделить от влияния
одновременно протекающих процессов старения, эффективность которых зависит от их
продолжительности. Поэтому о температурной зависимости прочности и
пластичности авиалей следует судить по результатам испытаний с малой
продолжительностью выдержки при высокой температуре. Такие опыты
показывают, что обычно при повышении температуры испытания на разрыв растяжением
пределы прочности и текучести уменьшаются, а относительное удлинение или
повышается, или в некоторых случаях почти не
изменяется.
На рисунке 2
показана температурная зависимость предела прочности и относительного
удлинения сплава АВ (прутки после закалки и искусственного старения);
выдержка образцов при температуре
испытания
составляла 30 мин. Прочность резко
снижается в
интервале температур 20—400°С; изменение относительного
удлинения имеет
более сложный
характер: оно увеличивается в интервале температур 20—100°С и 200—400°С и немного уменьшается при 100—200°С.
Вероятно, уменьшение относительного
удлинения в
интервале температур 100—200°С связано с
процессами старения.
В области
отрицательных температур
(до —196ºС)
прочность и пластичность
авиалей
возрастают. Поэтому сплавы
Влияние температур на мех. св-ва
этой группы используют в криогенной
технике.
сплава АВ в закалённом и
искусствен.
состаренном состоянии.. Рис
2
Усталостная
прочность.
Поскольку из
сплавов АВ и АДЗЗ изготавливают детали, испытывающие во время эксплуатации
действие циклических напряжений (например, лопасти вертолетов), проведены
достаточно детальные исследования их усталостной прочности. Оказалось, что для
этих сплавов, так же как и для других алюминиевых сплавов, характерно
отсутствие истинного предела усталости при комнатной
температуре.
Ниже приведены
кривые усталости для мелкозернистой (2) и крупнозернистой (1) структуры.
Исследование
влияния величины зерна
на усталостную прочность
сплавов АДЗЗ и АВ показало, что крупнозернистый материал Кривые
усталости для мелкозернистой (2)
имеет меньшую
выносливость.
и крупнозернистой (1)
структуры.
Предел
усталости
сплава АДЗЗ на базе 107 циклов примерно на
4 кгс/мм2
ниже у материала с крупнозернистой структурой.
Сплав марки АВ,
естественно состаренный, уступает по циклической прочности искусственно
состаренному: пределы усталости с 50%-ной
вероятностью
разрушения на базе 107 циклов равны соответственно 13,6 и
15,0 кгс/мм^2.
Исследование анизотропии
усталостной прочности на прессованных полосах сплава АВ показало, что
предел усталости на базе 107 циклов у образцов, вырезанных в
продольном направлении, выше примерно на 1 кгс/мм2, чем у образцов, вырезанных в поперечном
направлении.
Снижение
усталостной прочности авиалей (как и других алюминиевых сплавов) вызывают
надрезы, создающие концентрацию напряжений. Были проведены испытания
цилиндрических образцов диам. 10 мм, пределы усталости
определяли на базе 2∙107 циклов. Все сплавы испытывали в искусственно
состаренном состоянии. Значения пределов усталости авиалей, определенные
испытанием при симметричном изгибе гладких и надрезанных (в скобках) образцов,
следующие:
Марка сплава……………………….. АД31
АДЗЗ
АД35
АВ
Предел усталости, кгс/мм2 ……….
9,0
10.0-11.0
11.5-12.5
11.0-12.5
(5.0)
(6.0)
(-)
(6.5)
Снижение предела усталости, % … 44
40 — 45
—
41—48
Из приведенных
данных следует, что авиали обнаруживают большую чувствительность к действию
концентраторов напряжений в условиях циклического нагружения образцов.
Ударная вязкость.
При монтаже крупных аппаратов, а в
некоторых случаях и в условиях эксплуатации возможно ударное воздействие на их
детали, поэтому и исследовали ударную вязкость авиаля. Эта характеристика
определена для температур от -30 до 150°С, что
охватывает практически весь интервал температур, при которых могут находиться
аппараты или их детали во время монтажа и эксплуатации.
Испытание проводили на материале плит
толщиной 220 мм, находящемся в стабилизированном состоянии. Для сравнения
исследовали также образцы в естественно состаренном состоянии. Ударную
вязкость сплава определяли испытанием на маятниковом копре. Для сплава после
стабилизирующей термической обработки характерен довольно высокий уровень
ударной вязкости (в среднем 5 кгс/см2),
стабильно сохраняющийся во всем интервале температур от -30 до 150°С. Сплав
в естественно состаренном
Температурная зависимость ударной
вязкости сплава САВ-1
состоянии имеет примерно в три раза
в стабилизированном (1) и естественно
состаренном (2)
меньшую ударную вязкость при тех
состоянии.
же температурах. С дальнейшим увеличением температуры до 150°С ударная вязкость снижается в результате протекания
процессов
старения сплава уже во время выдержки
образца
в печи (перед испытанием на ударную
вязкость).
Длительное старение сплава при
температуре приблизительно 100°С и выше вызовет,
очевидно, еще более существенное падение ударной вязкости
материала.
Исследование
изломов образцов показало, что сплав после стабилизирующей термической обработки
обнаруживает при динамическом испытании значительную пластическую
деформацию сечения образцов в месте разрушения. Изломы всех образцов матовые,
волокнистые по всей поверхности.
Коррозионная
стойкость.
Авиали обладают
высокой коррозионной стойкостью и хорошей коррозионно-механической прочностью в
атмосферных условиях и в водных растворах при комнатной температуре. Это связано
с высоким сродством алюминия к кислороду, вследствие чего на
поверхности алюминия обычно образуется естественная плотная окисная пленка.
Последняя является хорошим барьером для растворения
алюминия в различных электролитах. Естественная, или так называемая воздушноокисная, пленка очень тонка (толщина ~0,01 мкм).
Образование естественной окисной пленки на поверхности алюминия
обеспечивает ему пассивное состояние во многих средах (за исключением сред,
содержащих галогены).
Форма
выпуска.
Сплав АД31
выпускается в виде: прутков прессованных( ГОСТ
21488-76), профилей прессованных ( ГОСТ 8617-75), профилей пересованных
крупногабаритных, профилей прессованных полых, профилей электротехнического
назначения( ГОСТ 15175-70), шин (ГОСТ 15176-70),
труб прессованных
(ГОСТ 18482-73), труб прессованных и тянутых, изготовляемых бухтовым способом, труб электротехнического назначения (ГОСТ
15175-70).
Сплав АД33
выпускается в виде: прутков прессованных (ГОСТ 21488-76), профилей
прессованных(ГОСТ 8617-75), профилей прессованных
полых(ОСТ 92067-78), штамповок и паковок(ОСТ 90073-27).
Сплав АД35
выпускается в виде листов конструкционных (ТУ 1-1-8-74).
Сплав АВ
выпускается в виде: листов конструкционных (ГОСТ 21631-76), лент в рулонах (ГОСТ
13726-78), прутков прессованных(ГОСТ
21488-76),
прутков
повышенной точности (ОСТ 92016-72), профилей прессованных (ГОСТ 8617-75),
профилей прессованных крупногабаритных, профилей прессованных полых, труб
тянутых и катанных(ГОСТ 18475-73),
труб
прессованных(ГОСТ 18482-73), труб прессованных
крупногабаритных, проволоки общего назначения, штамповки и
паковки.
АВч выпускается в виде проволоки общего
назначения (ОСТ 192006-71)
САВ-1 выпускается в виде кольцевых поковок, катаных плит, прессованных профилей, слитков, штамповок, холоднокатаных труб.
Область
применения.
Благоприятное
сочетание свойств обеспечило широкое использование авиалей в различных отраслях
техники. Из сплавов марок АВ, АД31, АДЗЗ и АД35 в гражданском строительстве
изготавливают конструкции различного назначения. В авиастроении из сплавов АВ и
АДЗЗ изготавливают лопасти вертолетов, из сплавов марок АВ, АД31, и АДЗЗ —
штампованные, прессованные и кованые детали конструкций самолетов, не
подвергающиеся аэродинамическим нагревам и работающие в интервале
температур (-70 ; +50)°С. Детали из сплавов АВ и
АД31 с декоративными пленками, получаемыми анодированием или эматалированием, применяют для отделки интерьеров
самолетов и вертолетов. В автомобильной промышленности из сплавов марок АВ, АД31
и АДЗЗ изготавливают детали кузовов и шасси автомобилей различного назначения.
Сплав АД31 применяют в электротехнической промышленности для производства
различных проводников (шины, профили и трубы), что определяется высокими
электропроводящими свойствами сплава после специальной термомеханической
обработки. Сплав САВ-1 получил широкое применение в атомной промышленности. Его
используют в качестве конструкционного материала для изготовления защитных
оболочек твэл в водоохлаждаемых реакторах типа МР, ИРТ, ВВР-М, ВВР-Ц, МИР и
др. В следствии того, что в области отрицательных
температур (до -196ºС) прочность и пластичность авиалей возрастают, сплавы этой
группы используют в криогенной технике.
Сплавы группы
авиалей используют также в судостроении, на железнодорожном транспорте, для
изготовления предметов бытового назначения и в других областях народного
хозяйства.
Список
литературы:
1. “Жаропрочность, пластичность и коррозия
авиаля”
В.И.Никитин М. “Металлургия”
1978г.
2.”Справочник по алюминиевым
сплавам”
Под редакцией В.И.
Елагина.
3.”Алюминиевые
сплавы”
М. “Металлургия”
1979г.